Воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских способностей учащихся
1. Музыкальное искусство составляет одно из звеньев общей духовной культуры общества, содействует его гуманизации, участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Музыкальная культура – это интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются: музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах музыки), музыкальная наблюдательность, музыкальная образованность (овладение различными видами музыкальной деятельности, приобретение искусствоведческих знаний, опыта творческой деятельности) и сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, наличие музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое, избирательное отношение к различным музыкальным явлениям. Музыкальное творчество связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер. Ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение.
2.Эффективность развития музыкальных и, в частности, исполнительских способностей прямо зависит от глубины связи между звеньями, между разными формами мышления, знаний, слуховых навыков и.т.д. Система музыкального воспитания связывает воедино задачи развития эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских способностей учащихся. Развитие восприятия музыки требует осознания вызываемых ею эмоциональных впечатлений, а также ее доступных выразительных средств. Формирование музыкальных представлений связано с осознанием особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи. Важную роль играет принцип единства художественного и технического. Он основывается на том, что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений. Эмоциональная отзывчивость на музыку воспитывается вместе с развитием специальных музыкальных способностей, к которым относится музыкально-слуховые представления, музыкальный слух в широком понимании, музыкальная память. Усвоение исполнительских навыков подчиняется художественным задачам, направленным на раскрытие и воплощение музыкального образа произведения. При этом овладение исполнительскими навыками является средством для достижения цели — художественного исполнения музыкального произведения. Единство художественного и технического в работе над произведением достигается при условии развития творческой инициативы. Участие в создании замысла исполнения произведения активизирует воображение и в то же время способствует осознанию факта, что исполнительские навыки и умения являются необходимым средством достижения выразительного, художественного исполнения произведения. Благодаря комплексному и последовательному развитию музыкальных способностей у юных исполнителей формируются представления о принципах развития музыки, выразительности элементов музыкальной речи, выразительных возможностях музыкальных форм. Принцип единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы лежит в основе различных видов музыкальной деятельности. Например, формирование представлений о вариационной форме происходит на основе активизации ладового, ритмического чувства в процессе выявлений изменений темы. Художественное исполнение музыкальных произведений требует наличия соответствующей одарённости, многолетней подготовки, нужных психофизических условий и потому чаще доступно только профессиональным музыкантам. Задача воспитания состоит не только в том, чтобы познакомить учащихся с исполняемыми произведениями, но и раскрыть перед ними музыку как одно из удивительных проявлений человеческого гения, показать её связь с другими видами искусства, с историей, раскрыть её многообразные жизненные проявления, словом, дать представление о музыке как о большой, важной и ценной части человеческого бытия.
3. Понятие "воспитывать слушателя" и "слушание музыки" не тождественны. Слушание - звено в воспитании слушателя. Главным условием развития способностей в процессе восприятия музыки является правильный отбор музыкальных произведений. Основные принципы отбора: художественность, доступность, педагогическая полезность, последовательность, разнообразность, взаимосвязь. Ознакомление с мировой музыкальной культурой строится на органичном сочетании трёх элементов: народной музыки, классической и музыки современной. Накопление музыкальных впечатлений развивает музыкальные способности, интересы и потребности. Происходит обогащение слухового опыта, благодаря живому контакту с классикой растёт эстетическая культура, формируется музыкальный вкус, что особенно важно в условиях массированного наступления развлекательной музыки очень низкого качества. Восприятие музыки путём слушания является абстрактным способом мышления, сложным психическим процессом, требующим особой сосредоточенности, умения удержать внимание и эмоционального напряжения. Восприятие музыки невозможно без активной деятельной основы. Исполнение через активную физическую деятельность формирует систему музыкальных ассоциаций, представлений, звуковых символов, развивает чувство красоты, создаёт почву для непосредственного художественного удовольствия, т.е. само развивает многие аспекты восприятия музыки.
4. Изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, раскрытие единства содержания и выразительных средств, которые особенно ярко характеризуют художественный образ. По мере того как накапливаются наблюдения, растёт интерес к "продукции" музыки и к связанному с ней изучению приёмов творчества и исполнения. Так решается одна из важнейших задач - формирование и развитие аналитических навыков. Умение чувствовать звуковысотность или разнообразие тембров развивает способность воспринимать тончайшие явления природы, умение чётко дифференцировать окружающий мир, наблюдательность и чувствительность. К организованному наблюдению музыкальных явлений посредством слушания, исполнения и осознания воспринятого. Такое направление в обучении определяет развитие музыкального мышления учащихся, позволяет избежать примитивных истолкований, неоправданных внемузыкальных ассоциаций. Учебный процесс должен быть основан на творческом начале как в работе учителя, так и в работе учащихся. Большое значение имеет импровизация, импровизированное решение вариантов исполнения, творческий подход к анализу явлений. В то же время творческие задачи связываются с учебным материалом и подчиняются теме и целям урока.
5. Исполнение произведения конкретного автора требует полноценного музыкального представления его творческого стиля, слухового осознания специфики его сочинений. Это значит, что необходимо ознакомиться с несколькими произведениями автора выбранного произведения, понять его стиль. Только потом интерпретация конкретного сочинения может стать достаточно убедительной и художественно обоснованной. Научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный музыкант проникается образным миром и содержанием его музыки. Вариантность подхода к материалу разыскивание вариантов исполнения пьесы или песни - важный принцип. Благодаря отсутствию односторонности, учебный материал становится более доступным, появляется большее разнообразие, исполнительская и художественная вариантность, возможность при минимуме технических усилий извлечь максимум музыкальных впечатлений, вариантов исполнения и восприятия и тем самым глубже и шире развить детские музыкальные знания, навыки и музыкальное мышление вообще. Обогащение знаний и навыков при работе над одним из элементов автоматически влияет на другие. Обращение к нотным примерам в процессе ознакомления с произведением помогает в решении важной исполнительской задачи формирования навыков работы с нотным текстом.
6. Воспитать эстетическое восприятие музыки — значит научить слушателя и исполнителя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам. Творческое начало проявляется в оценочном суждении о воспринятой музыке, интерпретации произведения и в собственном творчестве. Творчество способствует развитию музыкально-образного видения, является важным условием музыкального и общего развития учащегося. Активное слушание музыки немыслимо без музыкального мышления. Исполнение требует при участии двигательного анализатора и вегетативной нервной системы моторной активности и творческой деятельности. При развитии ученика его активность целенаправленно связывается с восприимчивостью, опирающейся на достаточное количество необходимых музыкальных представлений. Путь познания, начинаясь с восприятия музыкальных явлений при слушании музыки, приводит к пониманию музыкальных взаимосвязей и к применению полученных знаний, способностей и мастерства в музыкально-исполнительской деятельности. В этом проявляется важный принцип преподавания - постоянная связь теории с практикой. Не теоретическое объяснение, а применение опыта и навыка при художественном переживании.
Преподаватель
БОУ ДОД «ДШИ № 5» г. Омска
Н.Л. Хохлова