Понятие музыкального воспитания и его роль в развитии личности ребенка
На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека. При формировании личности гражданина России ХXI века большая роль отводится воспитанию средствами искусств в рамках художественного образования, и в первую очередь музыкальному воспитанию, осуществляемому в процессе обучения детей в ДШИ.
Музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений, чувств. При этом под термином - музыкальное воспитание рассматривается специально организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей с целью становления творческой и всесторонне развитой личности.
Под музыкальными способностями Б. М. Теплов подразумевал индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности. Музыкальные способности, необходимые для успешной музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». При этом под музыкальностью понимается своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.
Основные признаки музыкальности ребенка:
1. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления, что требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности.
3. Проявление творческого отношения к музыке: по-своему представлять художественный образ, а затем передавать его при интерпретации музыкального произведения.
Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных, способностей Б.М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.). Однако основные способности связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения - музыкальный слух и чувство ритма.
Можно выделить следующие виды музыкального слуха:
1. Звуковысотный слух.
2. Мелодический слух – это звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии, степень развития которого определяется точностью воспроизведения и узнавания мелодии.
3. Полифонический слух - музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум двумя голосами.
4. Гармонический слух – это музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям комплексов звуков различной высоты в их одновременном сочетании.
5. Внутренний слух (музыкально-слуховые представления) связываются слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание.
Наряду с музыкальным слухом, к основным музыкальным способностям Б. М. Теплов относит чувство ритма.
Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, которые не только обусловливает ту или иную закономерность в распределении звуков во времени, но и является важнейшей категорией художественно – смысловой сферы музыкального искусства.
В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память, как способность человека к запоминанию, сохранению (кратковременному или долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Развитие музыкальной памяти – достаточно серьезный и сложный процесс, т.к. одновременно с музыкальной памятью развивается синтез многих других видов памяти (слуховой, зрительной, тактильной, логической, двигательной или моторной, эмоциональной), что, в свою очередь, способствует общему интеллектуальному развитию юного музыканта.
Таким образом, одной из особенностей музыкального воспитания является интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узкоспециальных (то есть музыкальных), но и общечеловеческих, необходимых для формирования гармоничной и целостной личности, таких как:
1. Духовно - эстетическое чувство - это чувство, связанное со способностью детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, способствующее формированию художественного вкуса, духовному обогащению внутреннего мира человека, умения творчески самостоятельно действовать. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность, что в дальнейшем проявляется в умении воспринимать и оценивать все явления жизни с позиции гармонии, совершенства и красоты.
2. Морально - нравственное чувство. Занятия музыкой приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, дисциплинируют эмоции, дают особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, чувствовать, сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также радостью за другого.
3. Интеллектуальное развитие. Музыкальное воспитание играет важную роль в развитии общих психических свойств, таких как мышление, воображение, внимание, память, воля. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка, помогает формированию аналитических мыслительных навыков, развивает память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта,
Из выше изложенного можно сделать вывод, что основными задачами музыкального воспитания в ДШИ и ДМШ являются:
1. Формирование творческую, духовную и гармонически развитую личность.
2. Способствование эстетическому и культурному развитию детей.
3. Реализация нравственного потенциала музыкального искусства как средства формирования и развития эстетических ценностей, идеалов личности и как фактора интеллектуального роста детей и юношества.
4. Воспитание художественного вкуса применительно к оценке культурной значимости современных музыкальных явлений.
5. Выявление и развитие музыкальных способностей учащихся.
6. Обучение детей основам инструментальной и вокальной техники.
7. Выявление музыкально одаренных детей и создание наиболее благоприятных условий для совершенствования их таланта.
8. Помощь учащимся в освоении базовых музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, позволяющих компетентно слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения разных эпох, национальных стилей и жанров.
Таким образом, понятие «музыкальное воспитание» можно рассматривать в двух аспектах: в широком смысле – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта. В таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию и интерпретации музыкального произведения, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Преподаватель
БОУ ДОД «ДШИ № 5» г. Омска
О.В. Труфан