Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A A
Цветовая схема: A A A A
Детская школа искусств №5
города омска
1 корпус Адрес
г. Омск, ул. Бетховена, 26
2 корпус Адрес
Г.ОМСК УЛ. 70 ЛЕТ ОКТЯБРЯ, 25
Телефон
8 (3812) 55-79-89
Телефон
8 (3812) 58-67-65
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Руководство. Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Организация питания в образовательной организации
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • О школе
    • История школы
    • Программа развития
    • Информация
    • Школьная филармония
    • Теоретический отдел
    • Фортепианный отдел
    • Отдел народных инструментов
    • Вокально-хоровой отдел
    • Класс скрипки
    • Художественное отделение
  • Обучение
    • Дистанционное обучение
    • Конкурсы
    • Учебно-методическая деятельность
    • Для поступающих
    • Для родителей
    • Для учащихся
    • Отзывы родителей
  • Коллективы
    • Хор «Алые паруса»
    • Оркестр русских народных инструментов «Камертон»
    • Оркестр баянистов и аккордеонистов «Созвучие»
    • Оркестр гитаристов «Венседор»
    • Оркестр "Камертончик"
    • Эстрадный ансамбль «Арт-Премьер»
    • Ансамбль балалаечников
      • Контакты
    • Ансамбль домристов
    • Ансамбль гусляров «Серебряные звоны»
    • Хор «Планета Детства»
  • Концерты
  • Фото галерея

Понятие музыкального воспитания и его роль в развитии личности ребенка

    Главная / Понятие музыкального воспитания и его роль в развитии личности ребенка

Понятие музыкального воспитания и его роль  в развитии личности ребенка

На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека.  При формировании личности гражданина России ХXI века большая роль отводится воспитанию средствами искусств в рамках художественного образования, и в первую очередь музыкальному воспитанию, осуществляемому в процессе обучения детей в ДШИ.

Музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и,  непосредственно обращаясь к  его душе, миру его переживаний, настроений, чувств. При этом под термином - музыкальное воспитание рассматривается  специально организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей с целью становления творческой и всесторонне  развитой личности.

Под музыкальными способностями  Б. М. Теплов подразумевал индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности. Музыкальные способности, необходимые для успешной музыкальной деятельности, объединяются  в понятие «музыкальность». При этом под музыкальностью понимается своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Основные признаки музыкальности ребенка:

1. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления, что требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те  или иные средства выразительности.

3. Проявление творческого отношения к музыке: по-своему представлять художественный образ, а затем передавать его при интерпретации музыкального произведения.

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных, способностей Б.М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.). Однако основные способности связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения - музыкальный слух и чувство ритма.

Можно выделить следующие виды музыкального слуха:

1.  Звуковысотный слух.

2.  Мелодический слух – это звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии, степень развития которого определяется точностью воспроизведения и узнавания мелодии.

3.  Полифонический слух - музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум двумя голосами.

4. Гармонический слух – это музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям комплексов звуков различной высоты в их одновременном сочетании.

5. Внутренний слух (музыкально-слуховые представления) связываются слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание.

Наряду с музыкальным слухом, к основным музыкальным способностям Б. М. Теплов относит  чувство ритма.

Ритм  -  один  из  центральных,  основополагающих   элементов   музыки, которые не только обусловливает   ту  или  иную  закономерность  в  распределении  звуков  во времени, но и является важнейшей категорией художественно – смысловой сферы музыкального искусства.

В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память, как способность человека к запоминанию, сохранению (кратковременному или долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Развитие музыкальной памяти – достаточно серьезный и сложный процесс, т.к. одновременно с музыкальной памятью развивается синтез многих других видов памяти (слуховой, зрительной, тактильной, логической, двигательной или моторной, эмоциональной), что, в свою очередь, способствует общему интеллектуальному развитию юного музыканта.

Таким образом, одной из особенностей музыкального воспитания является интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узкоспециальных (то есть музыкальных), но и общечеловеческих, необходимых для формирования гармоничной и целостной личности, таких как:

1. Духовно - эстетическое чувство - это чувство,   связанное со способностью детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, способствующее формированию художественного вкуса, духовному обогащению внутреннего мира человека, умения творчески самостоятельно действовать.  Переживания детей приобретают свое­образную эстетическую окрашенность, что в дальнейшем проявляется в умении  воспринимать и оценивать все явления жизни с позиции гармонии, совершенства и красоты.

2. Морально - нравственное чувство. Занятия музыкой приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, дисциплинируют эмоции, дают особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, чувствовать, сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также радостью за другого.

3. Интеллектуальное развитие. Музыкальное воспитание играет важную роль в развитии общих психических свойств, таких как мышление,  воображение, внимание, память, воля. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка, помогает формированию аналитических мыслительных навыков, развивает память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта, 

Из выше изложенного можно сделать вывод, что основными задачами музыкального воспитания в ДШИ и ДМШ являются:

1. Формирование творческую, духовную и гармонически развитую личность.

2. Способствование эстетическому и культурному развитию детей.

3. Реализация нравственного потенциала музыкального искусства как средства формирования и развития эстетических ценностей, идеалов личности и как фактора интеллектуального роста детей и юношества.

4. Воспитание художественного вкуса применительно к оценке культурной значимости современных музыкальных явлений.

5. Выявление и развитие музыкальных способностей учащихся.

6. Обучение детей основам инструментальной и вокальной техники.

7. Выявление музыкально одаренных детей и создание наиболее благоприятных условий для совершенствования их таланта.

8. Помощь учащимся в освоении базовых музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, позволяющих компетентно слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения разных эпох, национальных стилей и жанров.

Таким образом, понятие «музыкальное воспитание» можно рассматривать в двух аспектах: в широком смысле – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию и интерпретации музыкального произведения, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Преподаватель
БОУ ДОД «ДШИ № 5» г. Омска
О.В. Труфан

Контакты

Детская школа искусств № 5

  • г. Омск, ул. Бетховена, 26
  • 8 (381) 255-15-47
  • 8 (381) 255-79-89

  • dshi_5@mail.ru
Контролирующие органы
  • 1. Департамент по надзору в сфере образования

    Адрес: ул. Волховстроя, 5, Омск, Омская обл., 644122

    Телефон: 8 (381) 227-52-00

  • 2. Министерство образования Омской области

    Адрес: ул. Красный Путь, 5, Омск, Омская обл., 644043

    Телефон: 8 (381) 225-35-58

  • 3. Департамент культуры Администрации г. Омска

    Адрес: ул. Чокана Валиханова, 3, Омск, Омская обл., 644010

    Телефон: 8 (381) 253-22-62

  • 4. Министерство культуры Омской области

    Адрес: ул. Гагарина, 22, Омск, Омская обл., 644043

    Телефон: 8 (381) 220-06-27

  • 5. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

    Адрес:Россия, 125009, Москва, улица Тверская, дом 11, ГСП-3

    Телефон:+7 (495) 539 55 19

© 2025. Разработка и поддержка: ООО "СибСР".