Понятие музыкального воспитания и его роль в развитии личности ребенка
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A

Понятие музыкального воспитания и его роль  в развитии личности ребенка

На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека.  При формировании личности гражданина России ХXI века большая роль отводится воспитанию средствами искусств в рамках художественного образования, и в первую очередь музыкальному воспитанию, осуществляемому в процессе обучения детей в ДШИ.

Музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и,  непосредственно обращаясь к  его душе, миру его переживаний, настроений, чувств. При этом под термином - музыкальное воспитание рассматривается  специально организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей с целью становления творческой и всесторонне  развитой личности.

Под музыкальными способностями  Б. М. Теплов подразумевал индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности. Музыкальные способности, необходимые для успешной музыкальной деятельности, объединяются  в понятие «музыкальность». При этом под музыкальностью понимается своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Основные признаки музыкальности ребенка:

1. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления, что требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те  или иные средства выразительности.

3. Проявление творческого отношения к музыке: по-своему представлять художественный образ, а затем передавать его при интерпретации музыкального произведения.

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных, способностей Б.М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.). Однако основные способности связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения - музыкальный слух и чувство ритма.

Можно выделить следующие виды музыкального слуха:

1.  Звуковысотный слух.

2.  Мелодический слух – это звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии, степень развития которого определяется точностью воспроизведения и узнавания мелодии.

3.  Полифонический слух - музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум двумя голосами.

4. Гармонический слух – это музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям комплексов звуков различной высоты в их одновременном сочетании.

5. Внутренний слух (музыкально-слуховые представления) связываются слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание.

Наряду с музыкальным слухом, к основным музыкальным способностям Б. М. Теплов относит  чувство ритма.

Ритм  -  один  из  центральных,  основополагающих   элементов   музыки, которые не только обусловливает   ту  или  иную  закономерность  в  распределении  звуков  во времени, но и является важнейшей категорией художественно – смысловой сферы музыкального искусства.

В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память, как способность человека к запоминанию, сохранению (кратковременному или долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Развитие музыкальной памяти – достаточно серьезный и сложный процесс, т.к. одновременно с музыкальной памятью развивается синтез многих других видов памяти (слуховой, зрительной, тактильной, логической, двигательной или моторной, эмоциональной), что, в свою очередь, способствует общему интеллектуальному развитию юного музыканта.

Таким образом, одной из особенностей музыкального воспитания является интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узкоспециальных (то есть музыкальных), но и общечеловеческих, необходимых для формирования гармоничной и целостной личности, таких как:

1. Духовно - эстетическое чувство - это чувство,   связанное со способностью детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, способствующее формированию художественного вкуса, духовному обогащению внутреннего мира человека, умения творчески самостоятельно действовать.  Переживания детей приобретают свое­образную эстетическую окрашенность, что в дальнейшем проявляется в умении  воспринимать и оценивать все явления жизни с позиции гармонии, совершенства и красоты.

2. Морально - нравственное чувство. Занятия музыкой приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, дисциплинируют эмоции, дают особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, чувствовать, сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также радостью за другого.

3. Интеллектуальное развитие. Музыкальное воспитание играет важную роль в развитии общих психических свойств, таких как мышление,  воображение, внимание, память, воля. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка, помогает формированию аналитических мыслительных навыков, развивает память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта, 

Из выше изложенного можно сделать вывод, что основными задачами музыкального воспитания в ДШИ и ДМШ являются:

1. Формирование творческую, духовную и гармонически развитую личность.

2. Способствование эстетическому и культурному развитию детей.

3. Реализация нравственного потенциала музыкального искусства как средства формирования и развития эстетических ценностей, идеалов личности и как фактора интеллектуального роста детей и юношества.

4. Воспитание художественного вкуса применительно к оценке культурной значимости современных музыкальных явлений.

5. Выявление и развитие музыкальных способностей учащихся.

6. Обучение детей основам инструментальной и вокальной техники.

7. Выявление музыкально одаренных детей и создание наиболее благоприятных условий для совершенствования их таланта.

8. Помощь учащимся в освоении базовых музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, позволяющих компетентно слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения разных эпох, национальных стилей и жанров.

Таким образом, понятие «музыкальное воспитание» можно рассматривать в двух аспектах: в широком смысле – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию и интерпретации музыкального произведения, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Преподаватель
БОУ ДОД «ДШИ № 5» г. Омска
О.В. Труфан